Домашняя работа на 21 декабря 2021 года.
Задание: написать изложение с элементами сочинения на тему
"История Маши Мироновой"
План изложения с элементами сочинения
1) Значение образа Маши Мироновой в повести.
(Почему произведение называется «Капитанская дочка»?)
2) Родители Маши.
3) Жизнь в Белогорской крепости.
4) В заключении у Швабрина.
5) Переписка с Гриневым.
6) Освобождение Маши.
7) В имении родителей Петра Гринева.
8) Поездка в Петербург и освобождение жениха.
9) За что Петр Гринев полюбил Машу?
10) Что в Маше Мироновой вызывает наши симпатии и
что в ней чуждо нам, читателям 21 века?
Работа над
образом Пугачева.
Пушкиным он дан как вождь народного движения со всеми
его сильными и слабыми сторонами.
Пугачев в изображении Пушкина – глубоко
одаренная, широкая русская натура.
Он наделен умом, мужеством, способностью к
великодушным и гуманным поступкам.
1.
В чем проявляется незаурядный ум, личное мужество и
военно-организаторские
способности Пугачева?
Пугачев выступает как человек, обладающий природной
русской сметливостью и умом.
Он умеет обращаться с людьми разных социальных
групп и привлекать к себе симпатии окружающих
(первая встреча с Гриневым,
иносказательный разговор с хозяином постоялого двора,
беседы с Гриневым после
его помилования, решения, принимаемые на военных советах..).
Поведение Пугачева во время боев обнаруживает в нем
незаурядное личное мужество.
Он принимает непосредственное участие в сражениях,
ободряя личным примером своих бойцов.
Быстрое распространение восстания, захват
многих крепостей, создание большого войска,
победы над правительственными
войсками – все это свидетельствует о незаурядных
военно-организаторских
способностях Пугачева.
Выступает как одаренный полководец, внушающий страх
правительству и царице.
2.
Какие поступки Пугачева рисуют нам его как
великодушного
человека, гуманного, справедливого?
Пугачев в изображении Пушкина выступает перед нами как
человек великодушный, гуманный,
заботящийся о справедливости. Его гуманизм
обнаруживается прежде всего в том,
что он во главе восставших казаков, крестьян
и малых народностей Поволжья и Урала ведет
борьбу с помещиками и царицей за
освобождение народа от всех форм гнета
самодержавно-крепостнического
государства.
Стремление Пугачева к справедливости проявляется и в отношении к
отдельным людям.
Он помиловал Гринева, несмотря на нежелание последнего
признать в нем государя.
При отправлении Гринева в Оренбург посылает ему с
казаком тулуп и полтину денег.
Когда Гринев отказывается служить на стороне
восставших крестьян, Пугачев все же
не преследует непокорного офицера. Несмотря
на назойливые, грубые напоминания
Савельича о заячьем тулупчике, Пугачев
оставляет без наказания упрямого Савельича.
Возмущение несправедливостью Швабрина, поездка в
Белогорскую крепость для освобождения Маши,
уменье вовремя удержать своих
соратников от проявления ненужной жестокости опровергают
клеветнические
измышления дворянских писателей о Пугачеве как изверге и в то же время
свидетельствуют
о симпатиях Пушкина к вождю крестьянской революции. «Я не такой
еще кровопийца,
как говорит обо мне ваша братия», - заявляет Пугачев Гриневу.
3.
Как относится к Пугачеву народ?
Народ видит в нем своего вождя и заступника.
«Возмутительные листы», рассылаемые
Пугачевым, производят сильное действие на
умы. При приближении войск
Пугачева казаки
и нередко солдаты переходят на сторону повстанцев. Все чиновники
в Оренбурге «говорили о ненадежности войск». Поэт показывает глубокую связь с
народом.
В главе «Приступ»(7) Пушкин бросает несколько фраз, свидетельствующих
об отношении народа
к Пугачеву: «Жители выходили из домов с хлебом и солью…»
4.
Какие личные качества Пугачева, кроме отмеченных выше,
побудили его стать во главе восстания?
Ответить на этот вопрос поможет сказка об орле и
вороне. В образах орла и ворона даны
два типа жизненного поведения, два
человеческих характера. Одни люди (образ ворона)
мирятся с существующим
порядком вещей, живут, как все, думая лишь о сохранении своей жизни.
Это тип
мещанина, обывателя, чуждого всему новому, необычному. Другие люди (образ орла)
не могут мириться с существующим состоянием: неволей, рабством. Все их помыслы
направлены
на борьбу за лучшие, свободные формы жизни. Меньше всего они думают
о сохранении
своей жизни. Они предпочитают недолгую, но свободную жизнь жизни
продолжительной, но рабской.
Гринев понял эту сказку по-своему: «Жить убийством и
разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину».
Но Пугачев вкладывает в нее
другой смысл. Вот почему в ответ на это замечание
Гринева Пугачев посмотрел на
него «с удивлением и ничего не
отвечал»(11 глава).
Сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачевым в ответ на предложение
Гринева
прибегнуть к милосердию государыни, говорит о свободолюбии вождя
крестьянского восстания,
о его героическом характере.
5.
В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние
качества
раскрываются через эти черты (гл. 2,7, 8)?
При описании портрета автор стремится:
А) дать наглядное представление о внешности своего
героя в соответствии с теми
свидетельствами, которые дошли до нас от его
современников
Б) показать через некоторые черты внешнего облика героя
его внутренние выдающиеся качества.
6. Покажите, как
в речи Пугачева обнаруживается его связь с народом.
Язык Пугачева – свидетельство его принадлежности к
народу. Речь его образна, выразительна,
полна глубокого смысла. Он в
совершенстве владеет всеми богатствами живого народного языка.
Он очень удачно
пользуется народными пословицами и поговорками. Любит слушать народные песни.
Рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. Иностранные слова встречаются в
искаженной форме.
7.
Какую роль играет Пугачев в судьбе Гринева и Маши?
Сон Гринева
предопределяет все события. Именно Пугачев в дальнейшем оказывается фактически
посаженым отцом Гринева. Именно он устраивает счастье Гринева и Маши, он в
повести их
добрый гений…Судьба этих двух героев дает возможность показать
великую доброту и благородство
Пугачева, представить его в той роли и в том
ореоле, который всегда являлся наиболее
привлекательным и неотразимым – в роли
устроителя человеческого счастья. «Неожиданные происшествия,
имевшие важные
влияния на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», -
говорит Гринев. Без этого потрясения, т.е. без вторжения в жизнь дворянского
общества могучего пугачевского движения, стихийно дружественного всем прямым,
открытым, естественным
человеческим стремлениям, и не знать бы настоящей жизни,
не знать счастья
любви Гриневу и Маше.Замечательно и то, что во сне Гринева именно мать
его
велит ему подойти под благословение Пугачева. Это такая санкция
такое
освящение образа «злодея» Пугачева,
выше, чище, святее которого и не могло
быть. Мать не обманет, мать сыну не посоветует
дурного, мать – это святыня. Так
образ Пугачева освящен уже в начале повести самым
высоким и чистым авторитетом.
Пугачев – мощная и трагическая фигура в изображении
Пушкина: в нем, бунтаре,
организаторе мужицкого бунта, воплотились гнев
народный, боль народная,
мщение за все чудовищные насилия над народом, насилия
Троекуровых,
Биронов, и всяких прочих фон Фоков, приехавших к нам на русскую
землю с холодными и пустыми глазами наемных убийц.
Образ Петра Гринева.
Этот образ дан в повести в развитии. Жизненные
испытания, выпавшие на долю Гринева,
приводят к тому, что лучшие стороны его
характера крепнут и закаляются.
Вредное влияние француза Бопре оказывается непрочным и поверхностным.
Наоборот, нравственное влияние родителей и крепостного дядьки оказывается более
глубоким.
Гринев остался верен заветам своего отца, честного, независимого,
чуждого карьеры и пресмыкательства дворянина.
1.
Кто были родители Гринева?
2.
Какое воспитание получил он?
3.
Каких взглядов на военную службу придерживался его
отец?
4.
Как Гринев относится к своим родителям?
5. Какие черты
характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным
крестьянам?
6. В чем
проявляются и на что направлены мужество Гринева, его верность долгу и
честность?
7. Какие черты характера обнаружил Гринев в своих
отношениях к Марье Ивановне?
8. Как Гринев относился к Пугачеву и его товарищам?
9. Как Гринев смотрит на современный ему государственный
строй и как объясняет
крестьянское восстание?
10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и в чем он далек
от нас?
Гринев и
Швабрин
(сравнительная характеристика)
1) Написать вступление.
2) Заполнить таблицу
1) Написать вступление.
2) Заполнить таблицу
Черты различия
|
Гринёв
|
Швабрин
|
Воспитание
|
||
Отношение к
окружающим
|
||
Отношение к
Маше
|
||
Отношение к
воинскому долгу
|
||
Черты
сходства
|
||
Как Пушкин
относится к героям?
|
||
Какие
чувства вызывают герои у Вас?
|
3) написать заключение: С какой целью автор противопоставляет двух героев?
Комментариев нет:
Отправить комментарий